Я тут был:


Всего посещённых стран: 21. Создайте свою карту путешествий.

11 окт. 2011 г.

TransKaz.ru'11 - Часть 1, Ташкент

03.08.11-04.08.11
В первой части мы начинаем наше знакомство со Средней Азией, изучаем культуру, традиции и обычаи востока. Ставим эксперимент над местным гостепреимством, наслаждаемся Ташкентом и не забываем упомянуть о поезде Ташкент-Новосибирск.
Первым пунктом нашей экспедиции стала столица Узбекистана – город Ташкент. По правде говоря, в Ташкент мы не собирались. Именно поэтому в названии экспедиции TransKaz.ru’11 нет ни слова ни про Узбекистан, ни про Ташкент. Просто получилось так, что некая славная зелёнохвостая компания, на протяжении долгих лет летавшая в Алма-Ату, именно в этом году решила закрыть казахское направление. Пришлось слегка изменить маршрут. Благо всё та же зелёнохвостая компания не отменила рейс из Риги в Ташкент. Не долго думая, мы взяли билеты на Ташкент и, в итоге, ни сколько об этом не сожалели. Наш план полёта на Ташкент:


Прилетели в Ташкент в 2 часа ночи по местному времени. С открытием двери самолёта, салон наполнился сухой, обволакивающей жарой – на улице +29.  С погодой нам повезло. Как позже обрадовал нас гид – мы приехали в самое жаркое время в году. После полудня термометр перевалил за отметку +45 градусов.
К трём часам ночи мы прошли границу и оказались перед зданием аэровокзала.


Сам аэровокзал напомнил нам зоопарк. На удалении порядка 100 метров от здания аропорта установлен невысокий заборчик. В само здание аэровокзала допускаються только избранные – пассажиры. За забором же – толпа народу. Стоит выйти за ограду – тебя тут же растерзают предложениями такси, ночлега, распросами откуда ты, куда едешь, зачем приехал. Замечу, что все распросы были в любезной форме, но очень уж навязчивы. В такси у нас небыло необходимости. Милейшей души человек Tash-Man с форума awd.ru любезно согласился подыскать нам и машину, и гида. По договорённости машина должна была прибыть в 6 утра, поэтому нам ничего не оставалось как вернуться за оградку в зоопарк, лечь спать...


...и дождаться рассвета.


С небольшим опозданием прибыл и наш шикарный автомобиль. Первым делом мы отправились на железнодорожный вокзал, чтобы оставить рюкзаки в камере хранения, так как в багажник нашего Daewoo Matiz вмещался только один рюкзак, а осматривать город со вторым рюкзаком на коленях нам как-то не улыбалось.


Затем мы отправились менять деньги. Деньги и их обмен в Узбекистане – вещь особая. Если ты придёшь в банк с просьбой поменять деньги, на тебя посмотрят как на идиота. Нормальные люди меняют деньги прямо на улице, у менялы, с курсом, гораздо более выгодным, чем в банке. Стоит себе человек на улице, никого не трогает, но все знают, что он – меняла. Кстати, такой вид деятельности в Узбекистане официально наказуем, но походу сами милиционеры крышуют это дело.
Национальная валюта Узбекистана – сум. 1 доллар США равен 1700 сумам. При этом, самая крупная купюра в стране – 1000 сум. Разменяв по 20 долларов мы получили  толстенные пачки денег.


Тут же пытались перепроверить обменяные деньги – тщетно, на энной купюре сбиваешься и начинаешь всё заново. Узбеки считают деньги покруче любой счётной машинки, но, по моему, гораздо удобнее было бы считать деньги на вес. Как выяснилось позже, с деньгами нас никто не обманул. Разве что Серёге подсунули одну купюру поеденную мышами. Сами узбеки называют свои деньги бумагой. Чтобы купить, например, машину приходиться тащить целую сумку денег.
На заметку: в Узбекистане не катируються доллоровые купюры мелкого достоинства. К обмену принимаются купюры от 10 долларов и выше.
Дважды на заметку: если вы решите в Узбекистане наладить бизнес по продаже кошельков, вы прогорите – они тут не нужны. Лучше откройте бизнес по производству резиночек.


Пока мы катались от аэропорта до вокзала, от вокзала до менялы, у меня уже сложилось первое впечатление о Ташкенте. Надо признаться, что Ташкент я представлял себе совсем другим. В моем вооброжении Ташкент был грязным, пыльным среднеазиатским городом с изнывающей от жары нищетой, где от слова «культура» уже давно отвалилась буква «К» да и «А» уже вся как-то облезла и растрескалась. Наглое, не прикрытое враньё. Каюсь. Сами узбеки – милые, открытые и дружелюбные люди (в отличии от казахов). В городе же – множество фонтанов. Это единственная вещь, которая хоть как-то может спасти от жары.


Город очень зелёный. Хочу заметить, что содержать такое количество зелени в таком климате – не так-то просто. Все деревья и газоны постоянно поливаються, а над молодыми сосенками, чтобы те не сгорели на солнце, ставят специальые солнцезащитные навесы.


В городе – чистота.


Я, как истинный европеец, не мог не помочь жителям Ташкента с уборкой города.


За это меня наградили фотографией с дворником.


И ещё одна интересная деталь. Знаете ли вы, что роднит мелкие латвийские городки с городами Средней Азии? Видели ли вы когда-нибудь прокопаные экскаватором канавы вдоль улиц, для отвода дождевой воды? Так вот, данное милеорационное сооружение родом именно из Средней Азии. Здесь оно имеет более окультуреный вид и именуется арыком. Жаль, что наши «арыки» так испохабили шагающим экскаватором.


А тем врменем наша экскурсия по Ташкенту, в сопровождении отличного местного гида – Ларика уже началась. Серёга ещё полон сил и улыбчив.


Первым делом мы посетили новый центр, построенный русскими в XIX веке. В центре распологается памятник Тамерлану.


Мы не могли упустить возможность и не сфотографироваться с Тамерланом.


К новому центру выходит пешеходная улица. Местные называют её Бродвеем. Так как на часах было чуть больше 7 часов утра, улица была не многолюдна.


Гуляя по Бродвею Ларик (полное имя – Лаотари) рассказывал нам интересные факты о городе и его горожанах. Например, увидев девушку, можно легко определить, местная она или приезжая. Ноги бреют только девушки из столицы.


За рассказами Ларик вывел нас к национальной опере, которая будет  красивее рижской.


Затем мы подошли к арке, проходя через которую человек очищаеться и избавляеться от всего плохого. Здесь мы с Сергеем ещё не очищенные.


Сразу за аркой находиться одно из чудес света – глобус Узбекистана.


Тут же неподалёку – вечный огонь. В отличии от схожих мемориальных комплексов в других городах, отлитых из монстроватого железобетона, этот комплекс оформлен резьбой по дереву. Красота!


Судите сами:


Затем мы отправились к каналу, у которого  ожидали нашу машинку. Как рассказал гид, вода в этот канал  поступает из горных ледников, поэтому она всегда очень холодная. «Даже солдатам здесь запрещено купаться, так как вода настолько холодная, что в ней можно утонуть.» - рассказал Ларик. После такого рассказа мы с Серёгой не могли не попробывать воду. Попробывали. Ну, не знаю – у нас в заливе только в такой воде и купаются.


Дождавшись наш оранжевый Daewoo Matiz мы помчались в старый центр города.


Старый центр города красив.


Здесь мы посмотрели самый старый в мире коран (снимать нельзя было), посетили мечети и мавзолеи.

Перед входом в мавзолей – низкая арка, чтобы каждый входящий поклонился похороненым здесь людям. Сергею повезло – его рост позволяет входить в мавзолей без поклона.


К сожалению, вся эта красота не настоящая.


Все эти здания были разрушены землетрясением, а затем вновь воссозданы реставраторами.


Поэтому, например, арабская надпись над входом в мавзолей ничего не значит – реставраторы просто не умели писать арабской вязью.


Возможно, кто-то из читателей уже заметил, что купола здесь – голубого цвета. Это не спроста.
Голубой цвет создаёт иллюзию прохлады и свежести. Золотые же купола раскаляли бы и так уже раскалённую сковородку площади. В этом мы убедимся позже, в Астане.


На самый высокий минарет в Ташкенте нам взабраться не дали. Но мы и не сильно-то расстроились...


...так как Ларик предложил провести нам эксперимент, на который мы с радостью согласились. Суть эксперимента заключается в следующем. Узебеки – очень гостепреимные люди. И если путник зайдёт в дом и попросит попить, то хозяин дома должен угостить путника чаем. Путники есть, осталось найти чай. Стучим в первый попавшийся дом – никто не открывает. Ладно, возможно дома никого нету. Во втором доме открывают. Напоили. Правда не чаем, а холодной водой. Ну и на том спасибо!


В старых кварталах вы редко где увидите дома с окнами, выходящими на улицу. Все окна выходят во двор. Там постоянная тень, которая позволяет укрыться от изнуряющего солнца.


Жажду-то мы утолили, а вот голод только набирал обороты. Поэтому  отправились есть самый вкусный на свете узбекский плов с лепёшками.


Лепёшки в Узбекистане – тоже самые вкусные на свете.

Есть две вещи, которые узбеки очень уважают. Это старики и хлеб. Если ты уронишь хлеб, да ещё и наступишь на него, то, вполне вероятно, найдётся желающий объяснить тебе методом физического контакта всю низость твоего поступка. Мы хлеб не роняли, а прикупили в свой дальний путь лепёшек.


Лепёшки мы покупали на одном из самых крупных рынков Средней Азии –  Чорсу. Здесь же продавцы с удовольствием одевали нас в народные наряды, с надеждой, что мы что-нибудь купим. Увы и ах, но заработать на нас не получилось -  всё, что мы купили, это две тюбетейки. Кстати, о народных костюмах. Казалось бы, что только самый глупый человек в жару оденет ватный халат. На самом деле, так поступил бы только очень грамотный человек. При температуре воздуха выше +36 градусов, халат работает обратным способом. Внутри халата прохладнее (+36,6), чем снаружи (+40).


На рынке мы отправились в самый большой павильон, где продаются специи и пряности.


Даже если я скажу, что пряностей там очень много, вы всё-равно неправильно меня поймёте.


Здесь я по спецзаказу купил приправы для плова. Если честно, я так и не понял, что я купил. Когда попробую плов, расскажу, стоило ли это покупать.


Здесь же торгуют великим множеством сортов риса.


Но самый лучший рис для плова – вот этот


На втором этаже этого же павильона торгуют сухофруктами и орехами.


Серёга пробует косточки абрикоса обжаренные в золе.


Птицам здесь неплохо живёться.


Да и я задержался бы тут подольше.


По непонятной нам причине, на рынке было запрещено торговать арбузами и дынями. Ими торговали где-то за базаром, но так как до отхода поезда оставалось уже совсем мало времени, к поискам узбекской дыни мы так и не приступили. Пришлось доволствоваться местным виноградом.


Поезд Ташкент-Новосибирск. Если вы ни разу не ездили этим поездом, вы многое не потеряли в своей жизни. Основной контингент поезда – гастарбайтеры-узбеки, едущие на заработки в Россию. На протяжении всего времени следования поезда они жуют насвай, от чего постоянно прибывают в состоянии транса где-то на верхней полке плацкартного вагона. Бегающие кругом тараканы их ни сколько не смущают, поэтому ответственность за санитарную обработку вагона мы с Серёгой взяли на себя. И, надо сказать, мы отлично справились с заданием – часа через два от усатых и след простыл. Это я про тараканов.
По началу мы их боялись (тут я уже про узбеков). Оказалось, напрасно. Они такие же люди, со своими проблемами, заботами, радостями.  В промежутках между жеванием насвая нам удалось поболтать с соседями по полкам. В частности мы узнали, что в Узбекистане делают очень хорошее вино. Цитирую: «С утра стакан вина выпьешь – весь день пьяным ходишь.»
Прохождение границы, пожалуй, является апофеозом всего маршрута от Ташкента до самого Новосибирска. Изюминка, гвоздь программы – иначе не скажешь. Поезд прибывает на границу около 4 часов после полудня, в это же время столбик термометра прибывает к отметке в 50 градусов, побоюсь этого слова, тепла. На узбекской границе поезд стоит 2 часа, люди сидят на своих местах – передвигаться по вагону запрещено. За это время стальной корпус вагона достигает такой температуры, что все металлические элементы вагона вспоминают день своего рождения, а именно – день зарождения Солнечной системы. Зато с горячей водой в туалете проблем нету – из холодного крана хлещет кипяток. Сам пограничный досмотр на узбекской границе не вызвал особых эмоций. Пограничники были достаточно корректны и тактичны, не смотря на то что пот с их лиц вёдрами лился в их же казённые рубашки.
Пограничный досмотр на казахской границе (а это ещё 2 часа стоянки в таких же условиях через 15 минут поездки) наоборот, вызвал в нас бурю эмоций. Причём негативных.
Досмотр начался с пуза. Пузо вплыло в наше купе. Затем вплыла фуражка, из под которой показалось расплывшееся узкоглазое лицо. Это узкогдазое лицо, нагло, без каких-либо объяснений и претензий стало требовать от нас взятку. Мы тут же включили смекалку, а заодно и иностранцев. Мы заговорили с ним по-латышски и английски, мол, не понимая, что тот от нас добивается. Столько пользы латышский язык мне не приносил ещё никогда. Лицо вошло в замешательство. Чтобы погрузить лицо в состояние транса, сродни тому, в котором пребывают узбеки на верхних полках, мы протянули ему краснокожую паспортину образца Европейского Союза. Паспорт сработал как лампочка на собаку Павлова, прошёл рефлекс, лицо поняло, что с нами лучше не связываться. Туша лица ретировалась в соседнее купе. Узбеки же, каждый, исправно отстёгивали туше кто сколько может. Представляете, какая варка с состава в 20 вагонов?
Этот пример – лишнее доказательство тому, что знание языков – сила! Учите языки!
Ах-да, поезд Ташкент-Новосибирск. Про фото совсем забыл:


Успешное прохождение границы мы отметили бутылочкой Чимкентского пива с лепёшками.


Тем временем, за окном редко мелькали Богом забытые в степи кишлаки, ...


... и палящее солнце садилось за раскалённые пески бескрайней степи. Вагон погружался в дрёму.


А завтра, у подножья гор, с распростёртыми объятиями нас ждала Алма-Ата. Но это было только завтра....


Комментариев нет:

Отправить комментарий